|
ОТ БОРИСА ГОДУНОВА ДО НАШИХ ДНЕЙХрам на месте современного здания церкви Симеона Столпника впервые упоминается в архивах с 1624-1625 годов. Храм был выстроен на месте древнего, скорее всего, деревянного храма, стоявшего здесь со времен Бориса Годунова. На храмовой иконе преподобного Симеона Столпника имелась надпись — «лета 7132» (1624 год — прим ред.) — дата установки образа в храме. (1) Современное каменное здание выстроено в 1676-1679 годах на средства казны царем и великим князем Федором Алексеевичем. (2) «Указ Ея Императорского Величества Самодержицы Всероссийской из Синодального казенного приказу у церкви Симеона Столпника что за Арбатцкими вороты в Поварской попу Василию Иосифову да кн. Ивану Андреевичу Голицыну <...> сего ноября 3 дня 1735 году по Ея Императорскому Величеству указу и по благословению Святейшего Правительственного Синода а по подписанию Преосвященного Вениамина епископа Коломенского и Коширского велено вышепоказанной предельной Николаевской церкви вместо обветшалого перестроить вновь престол и устроить по подобию протчих святых церквей без всякого по своему смышлению приложения или умаления, устроя убрать святыми иконами и протчим церковным благолепием <...>
* * * Тяжким испытанием для Российского государства явился 1812 год — год наполеоновского нашествия. Дореволюционный церковный историк П. Знаменский так писал об этих событиях: «Храмы Божии и монастыри сделались добычей пожара или подверглись опустошению и поруганию безрелигиозных сынов французской революции. Многие из них были обращены в казармы, конюшни и бойни для скота; их золотые и серебряные вещи сливались в слитки; оклады икон и драгоценные камни с облачений сдирались и расхищались; святые мощи выкидывались из их рак, валялись в кучах разного хлама. Несмотря, впрочем, на все ужасы разоренья, многие духовные лица не покидали своих церквей, старались по возможности спасать церковные сокровища, укрывая их под церковными крышами, под мостами, в печах и в земле, совершали по некоторым церквам обычные службы, заручившись на то дозволением французских начальников, напутствовали св. тайнами не успевших выехать горожан и терпеливо выносили от грубых и жестоких неприятельских солдат всякие поругания и страдания. <...> Перед выходом из Москвы Наполеон в бессильной ярости велел взорвать весь Московский Кремль с его религиозными и историческими святынями. Повеление было исполнено. От 5 ужасных взрывов кремлевских стен потряслась вся Москва, бревна и камни летели по улицам, людей кидало из стороны в сторону. Но сильный дождь скоро прекратил действие пороха; большая часть стен и дворец с Грановитой палатой уцелели; Иван Великий заколебался, дал большую трещину, но устоял; к общему удивлению невредим остался чудотворный образ святителя Николая на стене полуразрушенной Никольской башни — не лопнуло даже стекло его киота. По выходе неприятеля из Москвы оказалось, что из 237 московских церквей 12 сгорели вовсе, 115 были сильно повреждены, остальные все разграблены; не менее пострадали 17 московских монастырей. Успенский собор был весь разграблен и ободран; на месте разграбленного паникадила в нем висели весы для взвешивания награбленного золота и серебра, под ними стоял плавильный горн, а на ободранном иконостасе виднелась запись самого счета металла — 325 пуд. серебра и 18 пуд. золота.» (16) Не избежал этой плачевной участи и храм Симеона Столпника. По данным Московской Консистории, церковь Симеона Столпника, как и многие другие столичные храмы, обгорела во время пожара. (17) После освобождения Москвы предпринимаются деятельные меры по восстановлению святынь. Восстанавливать разрушенные московские храмы помогала вся Россия. Много было сделано пожертвований. Например, костромское дворянство пожертвовало 50 тыс. рублей на восстановление московских церквей, разрушенных неприятелем. Приходские церкви восстанавливались за счет прихожан. Священнослужители храма Симеона Столпника во главе с его настоятелем Стефаном Никитичем Поповым и прихожане с усердием и любовью принялись за восстановление обгоревшей и оскверненной святыни. В архивах сохранилось «Дело об освящении церкви Симеона Столпника, что на Поварской. 1812 г.»: * * * Как выглядел храм преподобного Симеона Столпника на Поварской к концу XIX века, можно узнать из метрики 1887-1891 годов. Глав на всей церкви с колокольнею — 9, из них 5 большого размера находятся над срединою настоящей церкви, остальные над тремя алтарями настоящей и трапезной церкви и над колокольнею. Главы покрыты белым железом. Кресты на главах медные, осьмиконечные, с цепями, спускающимися к главам. Окна широкие, квадратные. В главном алтаре одно окно, и по одному окну в каждом из двух предалтариях. В алтарях трапезной церкви по два окна и все окна в один свет, с прямыми перемычками. Наличники у окон гладкие из кирпича. Окна прямые с отливами внутрь. У окон решётки железные, крашеные. Дверей входных четверо, из них одни на западной стороне церкви, двое — на северной и одна с южной стороны. Все двери железные. Прежде существовал вход с северной стороны в виде крытой галереи, который наглухо заложен неизвестно когда. Паперть устроена с одной стороны. Церковь внутри устроена в виде квадратной палаты. Алтарь от храма отделяется только в настоящей церкви каменною стеною с тремя пролетами. Приделов в церкви два. Западный притвор — трапезной устроен в виде палаты, от храма отделяется глухою стеною с одним пролётом в виде арки. Своды устроены в настоящей церкви четырехсторoнние, опираясь на стены, соединенные вверху железными связями. Своды трапезной церкви в одной части шатровые, в другой полукруглые, и как те, так и другие опираются на два столба. Среди трапезной церкви поставлено два столба, четверогранные, гладкие, без карнизов. На каждом из них имеется по одной впадине для образов. Решеток кругом их и лавок нет. Иконостасы нового устройства, резные, из дерева, резьба помещена на золотом поле в визе веток, звёздочек и т.п. В настоящей церкви иконостас четырехъярусный. Царские двери, состоящие из двух створок, гладкие, золочёные, местами покрыты резьбою. Форма верхушек царских дверей в настоящей церкви прямая, гладкая, в трапезной — на одних изображение чаши, на других — лучи образного сияния. Иконостасы трапезной церкви в три яруса. Солея пред алтарём от одного клироса до другого каменная, выше помоста храма на одну ступень и от последнего решёткою не отделена. Колокольня построена в одно время с церковью и из такого же материала. Форма её от основания квадратная, а верх в виде башни. Каких-либо изображений и надписей нет. На иконе Симеона Столпника находится надпись: «Лета 7132 [1624 год — прим. ред.] ноября 22 дня при державе Государя и Великого князя Михаила Феодоровича — всея России и при Святейшем Филарете патриархе Московским и всея России поставлен сей образ в церковь Симеона Столпника что за Арбатскими вороты на Дехтяреве огороде. Гавриил Александров сын Протасов». Божественная литургия окончилась многолетием; в обычное же время для проповеди священник, совершавший службу, напомнил предстоящим об увлечении жизнью и ее временными удовольствиями, разобрал источник такого соблазна, советовал, по слову Апостола, углубляться в невидимое и для того иметь образцом святых, признаваемых православной церковью. Речь отца Алексия была свободна, понятна, влиятельна. Аналой служил как бы обыкновенным признаком, что говорится проповедь, но на нем ничего не лежало. Отрадный факт такого привычного слова и спокойного сознания логической связи мыслей. Слово пастыря, которого мы, впрочем, в первый раз слышали, не было испещрено цитатами; язык был высок, но современного колорита. * * * Наступил 1917 год, к власти в России пришли большевики. Все помнят хрестоматийную фразу Ленина: «Религия — опиум народа». Храмы стали закрываться, а в тридцатые годы, уже при Сталине, церкви начали уничтожать. Особенно распространённым способом «унижения» храмов было использование их не по назначению. Не избежал этой печальной участи и храм преподобного Симеона Столпника. С 1934 года по 1938 год в здании храма проходили службы «обновленцев». В 1938 году храм был закрыт; 22 сентября 1938 года вышло постановление Краснопресненского райсовета о передаче «здания бывшей церкви» Райпромтресту. Существует версия, согласно которой закрытие храма связано с именем великого русского певца Федора Ивановича Шаляпина. Подтверждение подобной версии находим в книге «С Крестом и без Креста», автором-составителем которой является известный писатель, историк В.А. Десятников. Он пишет: «Последний раз служили в этой церкви [Симеона Столпника на Поварской — прим. ред.], когда отпевали Ф.И. Шаляпина. Об этом рассказывала мне дочь великого артиста Ирина Феодоровна, заказавшая здесь службу по отцу и тем навлекшая немилость на весь причт.»24 Такое обстоятельство вполне могло послужить поводом для закрытия храма. Ведь Федор Иванович Шаляпин был фигурой одиозной для советских властей: певец-эмигрант, выпустивший незадолго до смерти — в 1932 году — книгу воспоминаний «Маска и душа», где, рассказывая о своих встречах с большевистскими лидерами Лениным, Сталиным, Троцким, Дзержинским, он давал им весьма нелицеприятную оценку, как, впрочем, и всему большевистскому режиму. Размышляя над причинами глобальной исторической катастрофы, произошедшей с его страной, Шаляпин писал: «Я не могу быть до такой степени слепым и пристрастным, чтобы не заметить, что в самой глубокой основе большевистского движения лежало какое-то стремление к действительному переустройству жизни на более справедливых, как казалось Ленину и некоторым другим его сподвижникам, началах. Не простые же это были, в конце концов, «воры и супостаты». Беда же была в том, что наши российские строители никак не могли унизить себя до того, чтобы задумать обыкновенное человеческое здание по разумному человеческому плану, а непременно желали построить «башню до небес» — Вавилонскую башню!.. Не могли они удовлетвориться обыкновенным здоровым и бодрым шагом, каким человек идет на работу, каким он с работы возвращается домой, — они должны рвануться в будущее семимильными шагами… «Отречемся от старого мира» — и вот, надо сейчас же вымести старый мир так основательно, чтобы не осталось ни корня, ни пылинки.<...> Таким образом, произошло то, что все «медали» обернулись в русской действительности своей оборотной стороной. «Свобода» превратилась в тиранию, «братство» — в гражданскую войну, а «равенство» привело к унижению всякого, кто смеет поднять голову выше уровня болота. Строительство приняло форму сплошного разрушения, и «любовь к будущему человечеству» вылилась в ненависть и пытку для современников. <...> Большевистская практика оказалась еще страшнее большевистских теорий. И самая страшная, может быть, черта режима была та, что в большевизм влилось все жуткое российское мещанство с его нестерпимой узостью и тупой самоуверенностью. И не только мещанство, а вообще весь русский быт со всем, что в нем накопилось отрицательного. Пришел чеховский унтер Пришибеев с заметками о том, кто как живет, и пришел Федька-каторжник Достоевского со своим ножом. Кажется, это был генеральный смотр всем персонажам всей обличительной и сатирической русской литературы от Фонвизина до Зощенко. Все пришли и добром своим поклонились Владимиру Ильичу Ленину…» (25) В дальнейшем здание храма использовалось для самых разных целей. Например, храм заняла мастерская «Мединструмент», а с 1968 года, после реставрации 1965-1966 годов, в здании храма размещался Выставочный зал Всероссийского общества охраны природы. В результате многочисленных перестроек советского времени и использования храма не по назначению здание в значительной степени утратило художественно ценный облик и находилось в тяжелом техническом состоянии. Ко времени реставрации 1965-1966 годов памятник имел следующие утраты и разрушения: были снесены все барабаны и купола главного объема и приделов, разобраны ярус звона, шатер колокольни и апсида северного придела, срублен пол и подшит потолок трапезной, утрачено покрытие кровель, а также уничтожены полы и убранство интерьеров. (26) * * * Храм был отреставрирован в 1965-1966 годах, когда московские власти задумали на месте уютных арбатских переулков и знаменитой Собачьей площадки проложить широкий проспект, который должен был олицетворять собой новую, социалистическую Москву. Храм мешал прокладке нового проспекта. Несколько раз церковь собирались сносить. Наконец, было принято решение о реставрации храма. Не последнюю роль в сохранении храма Симеона Столпника как исторического памятника сыграл архитектор-реставратор Леонид Иванович Антропов, друг и соратник выдающегося деятеля отечественной культуры Петра Дмитриевича Барановского, спасшего и вернувшего к жизни многие архитектурные памятники прошлого. Писатель В.А. Десятников, которому посчастливилось работать с Леонидом Ивановичем Антроповым в Научно-методическом совете по охране памятников, рассказывает в своей книге удивительную историю: «Москва ему [Л.И. Антропову] обязана спасением многих архитектурных достопримечательностей. Среди них церковь Симеона Столпника XVII века, что на углу Нового Арбата и Поварской. <...> То, что этот памятник украшает ныне проспект, заслуга вовсе не бывшего главного архитектора Москвы и автора проспекта М.В. Посохина. Сохранил ее для Москвы Л.И. Антропов. Когда мощный экскаватор прибыл, чтобы развалить обезображенное перестройками древнее сооружение, Леонид Иванович залез в ковш экскаватора и не дал возможности работать до тех пор, пока Г.В. Алферова и П.Д. Барановский не принесли приказ из Министерства культуры СССР о постановке памятника на государственную охрану.» (27) Реставрационные работы проводились в 1965-1966 годах ЦНРМ МК СССР. Автором проекта реставрационных работ была Ольга Дмитриевна Савицкая. Проект предполагал восстановление памятника методом целостной реставрации на основе данных натурного обследования, дополнительного использования аналогий и архивных фотографий памятника. В результате проделанных работ были разобраны пристройки и элементы поздних преобразований, искажавшие вид здания, снят культурный слой до уровня XVII века и сделана вымостка участка вокруг церкви. В первоначальном виде были восстановлены сводчатые перекрытия трапезной, два яруса кокошников и основной объем храма. Форма глав, высота барабанов и шатра колокольни восстановлены на основе архивных фотографий с использованием фотометода.28 Были также восстановлены первоначальные формы оконных и дверных проёмов и их декоративное обрамление. Рассказ Ольги Дмитриевны Савицкой о том, как проводились реставрационные работы — это еще одна удивительная, почти невероятная история о чудесном спасении храма от гибели: «К реставрации храма мы приступили поздно. Вовсю уже шло строительство Нового Арбата. Поэтому было потеряно много времени. И нам, реставраторам, были поставлены очень жёсткие сроки. Перед тем, как приступить к реставрации какого-нибудь памятника старины, обычно проводятся фундаментальные исследования. А тут ни о каких исследованиях речи не шло: делать надо было, как это принято у нас, в авральном порядке. На обсуждение каждой архитектурной детали, каждой «дырки», времени не было. Поэтому научную работу приходилось вести в процессе реставрационных работ. Поскольку было принято решение о немедленном начале работ, то проект реставрации делался параллельно со строительством. Ситуация осложнялась тем, что без конца шли распоряжения «руководящих товарищей»: церковь сносить. Но решения эти каждый день менялись. Один день — «сносить», а на следующий день приходит решение прямо противоположное — «не сносить». Причем, вот что интересно: письма о необходимости сноса храма писали не только партийные работники, но и «простые люди». Например, учителя соседней школы жаловались властям: «Мы в школе ведем антирелигиозную пропаганду, а вы тут церковь восстанавливаете». Некоторые противники реставрации приводили такие аргументы: «Как это? Новый Арбат — символ социалистического города, а вы заняты храмом». Эти так называемые «письма трудящихся» влияли и на мнение партийных властей. У меня сохранилась куча документов, актов, каждый из которых отменяет предыдущий. Когда почти весь объем работ был закончен, опять по доносу учителей-атеистов пришло решение о сносе храма. Но и это решение быстро отменили, увидев, что храм почти восстановлен. Оставалось только восстановить главки Наконец, как-то раз мимо уже отстроенного храма проехал Суслов и сказал: «Кресты снять!». Кресты некоторое время еще постояли на колокольне, а потом пришлось их все-таки убрать. Кресты эти потом двадцать лет пролежали подвале...» О.Д. Савицкая вспоминает о рабочих, занятых на реставрационных работах: «Со мной работали великолепные каменщики. Один из них — Константин Фёдорович Фадеев, один из лучших реставраторов Москвы (он реставрировал знаменитый Соловецкий монастырь). Он обладал потрясающим художественным чутьем. С К.Ф. Фаде… Продолжение » |
|