ХРАМ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА СТОЛПНИКА СЕГОДНЯ:
ЛИТУРГИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Новейшая история храма преподобного Симеона Столпника начинается в 1991 году, когда храм был возвращен верующим, а его настоятелем был назначен протоиерей Сергий Никитин. Это назначение отцу Сергию не кажется случайным. «Еще в юношеские годы, — говорит он, — я очень часто бывал на Новом Арбате. И всякий раз, проходя мимо храма, видел, что над ним нет крестов. Да и вообще храм выглядел как-то мрачно, а высотный дом, который стоит рядом, «давил» на храм. И вот я, проходя по противоположной стороне проспекта, часто задавал себе вопрос: зачем власти оставили, почему не снесли до основания храм Симеона Столпника, как другие храмы? Это был дерзкий вопрос. Я тогда был еще очень юн и многого не знал. И только сейчас Господь мне как будто отвечает на этот вопрос — отвечает моим назначением в этот храм».
Власти не сразу отдали храм верующим. Был получен соответствующий указ, и началась подготовка документов для постановления правительства о передаче храма Московской Патриархии. Но это еще не было победой. В здании храма размещался Выставочный зал Всероссийского общества охраны природы. С этой организацией пришлось бороться почти год.
Малое освящение храма состоялось в мае 1992 года — на Троицкую родительскую субботу. Поначалу народу в церкви было немного, и это естественно: многие не знали даже, что храм после многих лет использования не по назначению вновь открыт для верующих. Ведь более полувека не звучал под его сводами голос священника. Об этих самых первых службах отец Сергий вспоминает так:
 «Я знал, что храм, в котором я служу, очень древний и необыкновенно красивый. Говорили, что, здесь во время служб всегда царила удивительная духовная атмосфера. Это, наверное, действительно было так, и мы, те, кто был на первых службах — и причт, и прихожане, — ощутили это. Всем показалось, что ангелы, которые здесь в свое время пребывали, сослужая на Божественной Литургии, вернулись. Многие, входя в храм, сразу ощущали удивительную духовную теплоту, чувствовалось, что он намолен».
Первое время было очень трудно, не хватало средств. На Литургии нередко присутствовало не более двух-трех человек. Но мало-помалу приход разрастался, появлялись новые прихожане, и каждый стремился внести свою посильную лепту в восстановление святыни, в устроение церковной жизни. По великой милости Своей Господь привел в храм замечательных людей. «Я думаю, — говорит о. Сергий, — что, может быть, и не стоит называть их имен, потому что тогда теряется сущность добродетели. Христос учит, что мзда тех, кто делает добрые дела, на небесах, и не надо их тщеславить. Хочу только сказать, что к сегодняшнему времени у храма появилось много друзей, подчеркиваю: у храма. Не у меня лично, а именно у храма появились крепкие, надежные друзья. Они ведут свои дела праведно, опираясь на наше христианское вероучение. Они стараются праведно распределять те средства, которые зарабатывают, а это такая редкость в наше время. Удивительно высок их нравственный уровень, у них прекрасные семьи, что тоже теперь не часто встретишь».
Постепенно в храме сложилась небольшая, но сплоченная община. Некоторые приходят почти ежедневно, другие выбираются лишь на воскресные и праздничные службы. Здесь они не только молятся за своих близких, но и переживают все моменты нашей внутренней церковной жизни.
Одной из собирательниц нашего прихода является его бессменная староста Мария Ефимовна Старикова. Она в храме с самых первых дней. Мария Ефимовна уже немолода, на ее долю выпало много испытаний: молодость, опаленная войной, тяжелый труд в тылу из последних сил ради победы, потеря родных и близких, лишения первых послевоенных лет. Но сколько же энергии, доброты и участия в этой женщине! Она настоящая хозяйка храма — всегда в трудах, всегда в заботах о чистоте, порядке и благочинии. Она знает и любит всех прихожан, для каждого у нее найдется теплое ласковое словечко, а кого-то и пожурит слегка. И все это она делает спокойно, ненавязчиво, не выставляя себя, с доброй улыбкой, сердечно.
С 1995 года начались работы по восстановлению внутреннего убранства храма, полностью утраченного за годы забвения и запустения. На первом этапе разработки концепции и плана действий вместе с настоятелем о. Сергием трудились опытные профессионалы Татьяна Николаевна Кузнецова, иеромонах Гурий, Владимир Иванович Козлов. Прихожанин храма Владимир Иванович Козлов, архитектор по образованию, спроектировал новый иконостас, он же предложил и концепцию росписи храма. Замечательные художники расписывали церковные стены. Это, прежде всего, главный художник с бригадой высококлассных профессионалов Борис Алексеевич Алексеев. Затем за дело взялась бригада позолотчиков под руководством Сергея Аленикова из Курской области, они изготовили иконостас.
Вот что о. Сергий рассказывает о первых трудных шагах на пути восстановления храма:
«Я долго искал людей, способных расписать храм в соответствии с традицией XVII века, т.е. времени создания нашего храма. И вот в 1997 году я познакомился с удивительным человеком — Борисом Алексеевым. Он, физик по образованию, оказался разносторонне одаренным человеком: он прекрасно поет песни собственного сочинения, он также замечательный художник. Поначалу я предложил ему сделать одну небольшую работу в алтаре. И когда я увидел, как он выполнил эту работу, я понял, что мы с ним не расстанемся. Борис и его товарищи при росписи храма использовали старинную технику фрески. Сначала на стены кладется левкас (меловой грунт), а затем по сырой штукатурке уже наносят краски. Честно говоря, поначалу было страшно: ведь это такое новое дело, традиция утрачена, вдруг ничего не получится? Два месяца этот страх нам не давал возможности приступить к работе. Но по милости Божией мастера все-таки начали работу и прекрасно ее выполнили, им удалось воспроизвести технику старых русских живописцев. Это ведь очень кропотливая работа, требующая огромного терпения и сноровки: ведь краски готовят из цветных минеральных камней, которые перетирают в порошок. Обычно эта работа делается вручную. Но вот однажды к нам в храм зашел один человек и предложил сделать машинку — такую специальную шаровую мельницу для размельчения цветных камешков-минералов. И, конечно, работа пошла быстрее. Сейчас этого человека уже нет в живых, но мы помним его, помним, что в возрождении храма есть частичка и его труда. Проделана была, конечно, гигантская работа, многое приходилось осваивать на ходу, потому что дело-то совсем новое, несколько десятилетий древняя культура церковной росписи практически не развивалась, многое было забыто или вовсе утрачено. Ремесло это, можно сказать, оскудело. Но вот сегодня мы все с вами являемся свидетелями того, что не погибло окончательно это древнее искусство. Сегодня Борис и его товарищи уже стали художниками-профессионалами, они расписали больше двадцати московских храмов».
В настоящее время реставрационные работы в церкви продолжаются. Сейчас полностью завершена реставрация четверика, заканчивается отделка правого придела, посвященного преподобному Симеону Столпнику, на очереди левый — в честь митрополита Димитрия Ростовского. Конечно, нелегко все это дается, но у прихода много друзей, много помощников, все они вносят свою лепту в восстановление святыни. Пусть этот небольшой древний храм, такой хрупкий и изящный на фоне новоарбатских высоток брежневской эпохи, напоминает людям о другом, духовном, возвышенном мире.
Отец Сергий подчеркивает, что местоположение храма преподобного Симеона Столпника — особое. Его окружают магазины, бары, офисы, шикарные рестораны. Заветное желание батюшки — сделать так, чтобы суперсовременная эстетика и псевдороскошь этих зданий не «подавляла» храм, но, напротив, чтобы сам храм являлся островком высокой культуры в ландшафте города, образцом, на который можно было бы ориентироваться светским архитекторам и дизайнерам. «Это, может быть, утопия, — говорит он, — но очень хотелось бы, «чтоб сказка стала былью». Ведь так богата наша древняя культура, что нам и сочинять нового ничего не надо — у нас уже все есть, все открыто. Вот видим мы сегодня кремлёвские палаты, восхищаемся их красотой. А ведь рукотворная красота эта многое определяла и в характере людей, создававших ее. Великая русская культура оказала огромное влияние на формирование национального самосознания, давала русским людям духовные силы для свершения многих замечательных подвигов, которыми столь богата наша история. И русская православная церковь — это тоже часть нашей великой культуры. Без возрождения церкви невозможно возрождение духовных сил нашего государства. В России еще долго не оскудеет нефть, газ, другие полезные ископаемые — основа земного богатства. Но лишь духовная полнота, которая будет возрождаться в особой культуре и эстетике Православия после долгих лет унижения церкви, поможет человеку по-настоящему очиститься. Поможет увидеть небо, звезды, прикоснуться к чему-то высокому… И, возрождая наш храм, мы стараемся сделать так, чтобы пробудить у верующих эти высокие чувства».
Незаметно пролетело время, полное трудов и забот об обустройстве храма и прихода. За прошедшее десятилетие многое изменилось и в стране, и в храме. Вырос приход. Очень скоро воцарилась в храме такая атмосфера, что почти все друг друга знают, поздравляют с праздниками, хорошо осведомлены о заботах, горестях и тревогах друг друга. Дружелюбное молитвенное настроение всегда присутствует в храме, и это ощущает всякий, входящий сюда. Место вокруг церковных стен, действительно, бойкое, «горячее»: вокруг много магазинов, всяких развлекательных заведений. Обстановка способствует скорее рассеянию души, нежели сосредоточенности. Многие, так сказать, «заскакивают» в храм — свечку поставить, записочку написать, а помолиться, углубиться в себя как-то все недосуг, дела, дела… Забежал, поставил свечку, написал записочку — и дальше галопом… Много таких, но много и тех, кто зайдет ненадолго, а потом возвращается снова и снова, пополняя ряды прихожан. Ведь приход — это прежде всего люди, люди, которые приносят в храм Божий частичку своего сердца, своей души, своих талантов и дарований. Среди прихожан немало известных людей: артисты и режиссеры, художники и писатели, ученые и военные... Но и знаменитые, и не очень известные — все здесь находят утешение. Потому что храм для всех православных, а не только для избранных.
Среди прихожан немало молодежи — и это прекрасно. Приближение молодых к вере означает, что не все еще потеряно в России. «Многие дети, — замечает отец Сергий, — выросли буквально на глазах. Кажется, совсем недавно родители приносили их на руках, я их крестил, а вот теперь венчаю... И они продолжают ходить в храм уже своей собственной семьей, со своими детьми. Так постепенно возрождаются и крепнут семейные традиции православной жизни».
Тянется, тянется цепочка верующих к храму. И отрадно, что их становится все больше. А как хорошо здесь по большим праздникам, например, на Рождество или на Пасху! Народу много, горят свечи, звучат дивные песнопения — храм живет полнокровной церковной жизнью. Радует атмосфера, царящая в храме, единение собравшихся на молитву людей — таких разных и таких похожих друг на друга. Взрослые и дети, старики и молодые, обеспеченные и малоимущие — все соединяются в едином духовном порыве, в общей молитве, в своей готовности откликнутся на призыв ближнего и прийти на помощь, если потребуется…
«Это не удивительно, — говорит батюшка, — ведь, как замечал Тертуллиан, душа — христианка по своей сути, она проста. Простота ее в том, что человек не возвышает себя, не гордится собой. Все жизненные невзгоды и радости такой человек воспринимает легко — не фантазируя, не мечтая, не возносясь. И вот когда в молитве есть эта простота, душевная кротость и смирение, тогда человек слышит другого, чувствует его беду и быстро откликается. В мире нет этого, а в храме есть… Ведь вот если мы обратимся к истории нашего храма и вспомним прежних прихожан… Судя по архивным материалам, мемуарам, в храме всегда царила особая теплая атмосфера. Невзирая на чины и звания, прихожане были добры и внимательны друг к другу. Они помнили, что каждый из нас создан по образу и подобию Божию и что к этому божественному началу в человеке следует относиться с особым благоговением. Безусловно, храм помогал им обретать смирение, терпение, становиться «простыми», т.е. жить, не возвеличивая и превознося себя, но помня о ближнем. Сейчас в нашей суетливой действительности мы практически утратили эту христианскую тенденцию смирения, терпения, внимательного, утонченного отношения к жизни. Но нам всем необходимо помнить, что именно простота и рождает благодать Духа Святаго в человеке, помогает ему разобраться в самом себе, в своих чувствах. Я замечаю нередко, что в храм приходят люди, которым очень тяжело. Они резко отличаются своей обособленностью от других, отчужденностью. И это сразу же бросается в глаза».
Жизнь, бурлящая за стенами храма, груба и трудна… Многие из прихожан испытывают сегодня и нужду, и другие житейские тяготы. Храм, как может, помогает наиболее нуждающимся прихожанам справляться с их материальными проблемами. Так, в самые тяжелые годы экономических реформ храм старался поддерживать пенсионеров, чья минимальная пенсия «не дотягивала» до элементарного прожиточного минимума. Но большинство людей приходит сюда в первую очередь за духовной помощью, за советом, запутавшись в перипетиях своих житейских неурядиц. И нередко Слово Божие, звучащее в храме, помогает им найти утешение и даже подсказывает решение вопросов, которые ставит перед ними жизнь. Настоятель храма и духовный руководитель многих прихожан свидетельствует:
«Как сегодня храм Божий помогает людям выстроить их жизнь? Вот расскажу об одной молодой семье. Два-три года назад пришла в храм молодая женщина, она была в тяжелом, угнетенном состоянии. Муж ее оставил с маленьким ребенком на руках. Она сказала мне: «Я провалилась в яму, мне из нее не выбраться. Я должна постараться с этим горем ужиться». Она почувствовала, что ей будет тяжело одной пережить свое крушение, и обратилась к Господу. Поняв, что плакать и страдать бесполезно, она набралась терпения, смирения, попросила у Бога помощи. С помощью Божией ей удалось найти в себе силы, чтобы жить дальше, чтобы выстроить свою жизнь заново. И постепенно все вокруг нее стало преображаться. Она сумела восстановить девочку, переживавшую уход отца. Сейчас у нее новый прекрасный муж. Он усыновил ее дочку. У них прекрасная христианская семья. Можно сказать, что она смогла пройти все испытания и сумела выйти из них сильнее и мудрее. Она сама изменилась и получила у Господа то, о чем просила…
А вот еще один случай и одна судьба. У нас есть одна пожилая женщина. Она прожила трудную жизнь в трудах, в борьбе за кусок хлеба. И работала она все время только на своих детей, жила только ради них. Дети уж выросли и, казалось бы, сами должны начать помогать матери. А она все их опекала, все заботилась о них. И вот этой своей слепой, не очень разумной материнской любовью женщина расслабляла их, превращала в эгоистов. И когда у нее возникли трудности в отношениях с детьми, она пришла в храм за помощью... Она просила Господа вразумить ее, и Господь коснулся ее души. Она услышала Его и сумела пересмотреть свою жизнь, изменить свои взаимоотношения с детьми».
* * *
... На Новом Арбате, как, впрочем, и в любом другом районе Москвы, видны приметы нового времени. Вместо обветшавших стен — стеклянные панели новых банков. Современная электронная реклама зазывает богачей в казино. Светятся вывески театров, баров, ресторанов. Проносятся роскошные иностранные лимузины. Все спешат: кто делать деньги, кто развлекаться. Не спешат лишь те прохожие, которые поднимаются на небольшой пригорок в начале проспекта и тянутся к дверям обсаженного берёзками храма. Это прихожане храма Симеона Столпника.
Над проспектом раздается звон колоколов. Начинается служба. Как бы ни менялась жизнь, во все времена неизменными остаются вечные вещи: вера, надежда, любовь и — молитва. Времена меняются, но литургия продолжается…

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz