Живое свидетельство веры и подвига

 Престольный праздник в Храме преподобного Симеона Столпника на Поварской
 

385-лет храму и 1050-летие преставления преподобного Симеона Столпника

Особенный праздник

Этот престольный праздник в храме преподобного Симеона Столпника на Поварской был особенным — ведь 14 сентября, в день церковного Новолетия в этом году отмечается 385-летие храма и 1050-ая годовщина преставления преподобного.

В проповеди на всенощной накануне праздника настоятель храма, благочинный Всехсвятского округа протоиерей Сергий Никитин говорил о том, что и наш храм, и наша Церковь и сегодня свидетельствуют о подвижническом пути величайшего угодника Божия, в честь которого назван храм. Что же это за путь? Что ценного мы, современные люди, можем извлечь из жития святого? Путь святых угодников Божиих приводит нас к ощущению веры, которую мы должны воспитать в себе. Важно, чтобы мы научились ценить все, что с нами происходит в этой жизни — и любовь, и скорби, и искушения, и болезни, — и понимали бы, что милость Божия превосходит все и помогает нам жить. «Блаженный Иероним, живший в конце IV века, — напомнил батюшка, — объехал весь православный Восток и не нашел подвига превосходящего подвиг преподобного Симеона Столпника или хотя бы равнозначного ему. Святой стоял на столпе с простертыми руками и просил Господа, чтобы тот дал силы и утешение. Ничего нет ценнее молитвенного дара, и ничего нет труднее молитвенного подвига. Ведь как же надо сосредоточить свое сердце, как же надо подчинить молитве все внешние и внутренние ощущения свои, чтобы обращение к Господу дошло до Него, чтобы оно обращение обрело действенную силу!»

Отец-настоятель поздравил прихожан с церковным Новолетием и обратил их внимание на то, что неслучайно именно на этот день приходится память преподобного Симеона Столпника: «Господь вновь призывает нас пройти этот круг и прикоснуться к великой тайне боговоплощения Христа. И в первый же день нового церковного года Он дает нам образ для подражания — величайшего молитвенника и угодника Божия».

Праздничная служба

14 сентября, понедельник. Теплое солнечное осеннее утро. Храм празднично украшен. Он кажется сияющим белоснежным островком в волнах будничной московской жизни. На службу собрались почти все прихожане. Несмотря на то, что праздник пришелся на рабочий день, люди сумели так спланировать свое время, чтобы в этот час вместе помолиться в родном и любимом храме. И, может быть, еще раз подумать о таинственной связи между подвигами святого и историей создания, разрушения и восстановления храма.

Строительство и украшение храма

Храм преподобного Симеона Столпника на Поварской — один из древнейших и самых красивых в Москве. История его удивительна, но в то же время типична для большинства православных храмов. Его стены помнят многое: войны, революции, мерзость запустения и возрождение из небытия. Они помнят замечательных священников, стоявших у престола, и прихожан, среди которых были и знатные москвичи, и простой люд. Вместе со страной и ее народом храм прошел свой крестный путь — наполеоновское нашествие и пожар 1812 года; первую мировую войну; «обновленцев»; закрытие и осквернение в 1930-е годы; гусеницы бульдозеров, под которыми он едва не погиб при строительстве Нового Арбата; реставрацию в 1960-х; наконец, возвращение здания Церкви в 1990 году и долгое, трудное восстановление. Сегодня к храму вернулась его былая краса. Снова звучит колокольный звон, раздаются слова молитвы. В храм приходят люди, которые во времена всеобщего поклонения «золотому тельцу» стремятся жить по заповедям Христовым.

Храм упоминается в архивных документах с 1624 года. Здание было выстроено на месте древнего, скорее всего, деревянного храма, стоявшего здесь со времен Бориса Годунова. Современное каменное здание выстроено в 1676-1679 годах на средства казны царем и великим князем Федором Алексеевичем. Храм относится к так называемым «огненным», которые возводились в Москве с середины XVI века.

Как выглядел храм преподобного Симеона Столпника на Поварской к концу XIX века, можно узнать из метрики 1887-1891 годов:

[Церковь] <…> каменная <...> квадратная, одноэтажная. Алтарь главной церкви с одним полукружием. <...> Вышина церкви 10 саженей, длина 16 саженей и 1 1/2 аршина, ширина 8 сажень и 1 аршин. [Построена] из кирпича. Стены выкладены сплошною кладкою. Связи в стенах железные. Наружные стены гладкие. Есть карнизы в виде поясков на трапезной церкви, а на настоящей церкви между поясками есть зубчики. Кровля шатровая, на трапезной церкви в два ската <…> вся из железа, выкрашена краскою. Подзоры железные. Кровля старая. Фонарь на сводах глухой.
Глав на всей церкви с колокольнею — 9, из них 5 большого размера находятся над срединою настоящей церкви, остальные над тремя алтарями настоящей и трапезной церкви и над колокольнею. Главы покрыты белым железом. Кресты на главах медные, осьмиконечные, с цепями, спускающимися к главам.
Окна широкие, квадратные. В главном алтаре одно окно, и по одному окну в каждом из двух предалтариях. В алтарях трапезной церкви по два окна и все окна в один свет, с прямыми перемычками. Наличники у окон гладкие из кирпича. Окна прямые с отливами внутрь. У окон решётки железные, крашеные.
Дверей входных четверо, из них одни на западной стороне церкви, двое — на северной и одна с южной стороны. Все двери железные. Прежде существовал вход с северной стороны в виде крытой галереи, который наглухо заложен неизвестно когда. Паперть устроена с одной стороны. Церковь внутри устроена в виде квадратной палаты. Алтарь от храма отделяется только в настоящей церкви каменною стеною с тремя пролетами. Приделов в церкви два. Западный притвор — трапезной устроен в виде палаты, от храма отделяется глухою стеною с одним пролётом в виде арки.
Своды устроены в настоящей церкви четырехсторонние, опираясь на стены, соединенные вверху железными связями. Своды трапезной церкви в одной части шатровые, в другой полукруглые, и как те, так и другие опираются на два столба.
Среди трапезной церкви поставлено два столба, четверогранные, гладкие, без карнизов. На каждом из них имеется по одной впадине для образов. Решеток кругом их и лавок нет.
Пол лещадный как в алтарях, так и во всем храме с притвором.
Алтарь в настоящей церкви троечастный, разделённый двумя арками. В правом предалтарии находился ризница, в левом предалтарии жертвенник. Своды в алтаре лежат на стенах. Окон в алтаре и предалтариях три.
Помост в алтаре выше помоста храма на одну ступень.
Два придельных алтаря одночастные, каждый о двух окнах, с полукруглыми сводами.
Все три престола деревянные, без возвышений от помоста. Престолы квадратные, в настоящей церкви — 1 1/2 аршина, в трапезной церкви 1 аршин и 4 вершка.
Иконостасы нового устройства, резные, из дерева, резьба помещена на золотом поле в визе веток, звёздочек и т.п. В настоящей церкви иконостас четырехъярусный. Царские двери, состоящие из двух створок, гладкие, золочёные, местами покрыты резьбою. Форма верхушек царских дверей в настоящей церкви прямая, гладкая, в трапезной — на одних изображение чаши, на других — лучи образного сияния. Иконостасы трапезной церкви в три яруса.
Солея пред алтарём от одного клироса до другого каменная, выше помоста храма на одну ступень и от последнего решёткою не отделена.
В настоящей церкви амвонное место выделяется из солеи и сделано из белого камня. Сени над ним нет. Клиросы одной стороной примыкают к стенам церкви, другие стороны, боковые, сделаны из балясника, задние глухие, с вставленными в них иконами. Особых в них украшений нет.
Колокольня построена в одно время с церковью и из такого же материала. Форма её от основания квадратная, а верх в виде башни. Каких-либо изображений и надписей нет.
Колоколов всех восемь. На одном надпись: «Лета 7185 августа в 3 день вылит сей колокол при державе Великого Государя и Великого князя Феодора Алексеевича всея Великой и Малой и Белой России самодержца. Лил сей колокол мастер Маторин».
Стены церковные расписаны живописным письмом. Церковь настоящая расписана вся, трапезная только местами, в сводах <...>.

О внутреннем убранстве и духовной атмосфере храма можно судить по заметке в «Московских епархиальных ведомостях» за 1871 год:

<…> Местные иконы в главном храме совершенно залиты золотом: на правой стороне — изображение Господа Вседержителя в короне, разукрашенной драгоценными камнями, на левой — образ Введения во храм Пресвятой Богородицы, и здесь корона на главе Симеона Богоприимца. Как горит золотом иконостас, так в противоположность золоту превосходная итальянская живопись обращает на себя внимание на клиросных иконах. Два события церковной истории: Преображение Господа и Успение Пресвятой Богородицы — изображены великолепным стилем современной живописи; на обеих сторонах этого главного храма древняя византийская живопись в смеси с суздальскою оттеняет значение современного искусства <…>

Созидатели храма

История донесла до нас имена иереев, диаконов и других причетников, служивших в храме. Многие из них отличались ученостью и были хорошими проповедниками. С конца XVIII века многие отцы-настоятели были одновременно и благочинными Пречистенского сорока — в том числе, например, протоиереи Стефан Никитич Попов и Алексей Иванович Соколов, который затем стал первым настоятелем Храма Христа Спасителя. Имя протоиерея Михаила Дмитриевича Успенского встречается в церковных документах за 1885-1916 годы. С 1921 года по 1923 год настоятелем храма был протоиерей Онисифор Романович Краснокутский. А с 1930 года по 1934 год в храме служил иерей Михаил Константинович Миртов.

В именной ведомости за 1816 год перечислены прихожане — люди разного достатка и социального положения. Это и граф Федор Шереметев, и князь Николай Григорьевич Щербатов, и княгиня Екатерина Алексеевна Волконская; тайный советник Данила Григорьевич Волчков и канцелярист Иван Степанович Попов; генерал-майор Дмитрий Витальевич Измайлов и отставной прапорщик Федор Абрамов Вечеслов; московский купец 1-ой гильдии Петр Михайлович Чернов и «купеческая жена» Аграфена Хлебникова; коллежский асессор Петр Васильевич Победоносцев и слесарь Василий Аверкиев — и многие, многие другие.С храмом Симеона Столпника связана одна из самых романтических страниц русской истории. Здесь в 1801 году граф Николай Петрович Шереметев венчался со своей крепостной актрисой Прасковьей Жемчуговой.

В XIX веке неподалеку от церкви Симеона Столпника жило много известных людей. Многие из них были прихожанами храма. В деревянном доме № 4 по Хлебному переулку в 1809 году снимал квартиру Сергей Львович Пушкин, отец великого поэта. Этот дом сгорел во время пожара 1812 года. Дом, построенный на его месте, принадлежал Петру Васильевичу Победоносцеву, профессору Московского Университета, а потом его сыну Константину Петровичу, обер-прокурору Священного Синода. Победоносцевы были прихожанами церкви Симеона Столпника, их имена встречаются во многих храмовых документах. А в доме № 27 по Поварской в 1830-е годы жил приятель Александра Сергеевича Пушкина полковник Сергей Дмитриевич Киселев, у которого не раз бывал поэт. Кстати, в «Евгении Онегине» есть упоминание о храме. Приехав с дочерью в Москву, мать Татьяны Лариной спрашивает у своей кузины о кумире их молодости некоем Грандисоне, та ей отвечает, что Грандисон
В Москве живет у Симеона;
Меня в сочельник навестил;
Недавно сына он женил.

На станицах архивных документов можно найти запись о венчании выдающегося русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. Приехав в Москву в 1815 году, он поселился в доме № 2 по Малой Молчановке, принадлежавшем купцу 1-ой гильдии Петру Михайловичу Чернову (его имя можно найти в именной ведомости за 1816 год). Этот дом Сергей Тимофеевич арендовал дважды. Последний раз Аксаковы жили здесь с 1827 года по июнь 1829-го. А ровно через два месяца здесь поселилась Елизавета Алексеевна Арсеньева со своим внуком Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Этот дом сохранился до наших дней, теперь в нем музей поэта.

Владельцем дома № 2 по Хлебному переулку был прихожанин храма Михаил Петрович Забелин, дед великого русского сатирика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Потом этот дом принадлежал одному из сыновей Михаила Петровича — Сергею Михайловичу Забелину, его имя встречается в Метрической книге за 1854 год. В течение нескольких лет — до середины 1820-х годов — прихожанами храма были Огаревы. В храмовой именной ведомости за 1816 год среди прихожан находим имя Платона Богданович Огарева, отца будущего поэта.

В доме 7-А по Никитскому бульвару, принадлежавшем прихожанину храма Александру Петровичу Толстому, с 1848 года по 1852 год жил Николай Васильевич Гоголь. Незадолго до смерти он несколько раз исповедовался и причащался в храме Симеона Столпника.
В Метрической книге храма за 1857 год есть запись о крещении младенца Варвары и о родителях новорожденной, статском советнике гоф-медике Андрее Евстафьевиче и Любови Александровне Берсах, а также о восприемниках — генерал-лейтенанте Стефане Васильевиче и Варваре Степановне Перфильевых. У девочки, которую крестили, Варвары, была старшая сестра Софья, которая потом стала женой Льва Николаевича Толстого. Супруги Берс — это родители Софьи Андреевны Толстой. После женитьбы на Софье Андреевне Лев Николаевич Толстой близко познакомился с этой семьёй и полюбил ее.
А в Метрической книге за 1866 год сохранилась запись о венчании Константина Петровича Победоносцева и Екатерины Александровны Энгельгардт. Именно здесь, еще ребенком посещая храмовые службы, приобретал Константин Петрович свой первый религиозный опыт. В своей книге «Праздники Господни» он описывает раннюю Рождественскую обедню в храме Симеона Столпника.

Разрушение храма

В 1917 году большевики начали закрывать и разрушать храмы. Не избежал этой печальной участи и храм преподобного Симеона Столпника. С 1934 года по 1938 год в здании храма проходили службы «обновленцев». В 1938 году храм был закрыт: здание было передано Райпромтресту. В дальнейшем здание храма использовалось для самых разных целей.

В результате многочисленных перестроек и использования храма не по назначению здание в значительной степени утратило художественный облик. Ко времени реставрации 1965-1966 годов были снесены все барабаны и купола главного объема и приделов, разобраны ярус звона, шатер колокольни и апсида северного придела, срублен пол и подшит потолок трапезной, утрачено покрытие кровель, а также уничтожены полы и убранство интерьеров.

В 1965-1966 годах, когда московские власти задумали на месте уютных арбатских переулков и знаменитой Собачьей площадки проложить широкий проспект, который должен был олицетворять собой новую, социалистическую Москву, храм был отреставрирован. Решение о реставрации было принято не сразу. Его несколько раз собирались сносить: он якобы мешал прокладке проспекта. Не последнюю роль в сохранении храма Симеона Столпника сыграл архитектор-реставратор Л.И. Антропов, друг и соратник выдающегося деятеля отечественной культуры П.Д. Барановского, спасшего и вернувшего к жизни многие архитектурные памятники.

В.А. Десятников в книге «С Крестом и без Креста» так пишет о Л.И. Антропове: «Когда мощный экскаватор прибыл, чтобы развалить обезображенное перестройками древнее сооружение, Леонид Иванович залез в ковш экскаватора и не дал возможности работать до тех пор, пока Г.В. Алферова и П.Д. Барановский не принесли приказ из Министерства культуры СССР о постановке памятника на государственную охрану».

Реставрационные работы проводились в 1965-1966 годах ЦНРМ МК СССР. Автором проекта реставрационных работ была О.Д. Савицкая. В результате проделанных работ были разобраны пристройки и элементы поздних преобразований, искажавшие вид здания, снят культурный слой до уровня XVII века и приведен в порядок участок вокруг церкви. В первоначальном виде были восстановлены сводчатые перекрытия трапезной, два яруса кокошников и основной объем храма. Форма глав, высота барабанов и шатра колокольни восстановлены на основе архивных фотографий с использованием фотометода. Были также восстановлены первоначальные формы оконных и дверных проёмов и их декоративное обрамление.

Возвращение храма Церкви

Храм был восстановлен и отреставрирован. Оставалось только водрузить на главах сохранившиеся кресты. Но и тогда храму не позволили зажить той жизнью, которая была предназначена для него Господом. С 1968 года храм был занят Выставочным залом Всероссийского общества охраны природы. В клетках томились зверушки и птицы, на стенах размещались фотографии. В помещении появился навозный запах. Роспись была практически уничтожена, лишь в северной и южной стенах остались вмурованные белокаменные плиты XVII-XVIII веков. Храм поставили под государственную охрану. Он стал излюбленным фрагментом композиций на тему «Старая и новая Москва».

Еще два десятилетия храм преподобного Симеона Столпника, как и другие храмы столицы, ждал своего часа. И дождался. В 1990 году, на главы, наконец, вновь были воздвигнуты ажурные позолоченные кресты, пролежавшие четверть века в подвале. А в 1991 году пришел самый радостный час: храм было решено вернуть верующим. 1992 году состоялось малое освящение храма, начались службы.
Но возвращенное Церкви здание было в самом плачевном состоянии. Голые стены снаружи и внутри, разрушенные престолы… Постепенно, усилиями отца-настоятеля Сергия Никитина и прихожан, храм начал оживать.

Храм сегодня

С 1991 года и до настоящего времени настоятелем храма был протоиерей Сергий Никитин. Он считает, что назначение на эту должность не было для него случайным: «Еще в юношеские годы, — рассказывает батюшка, — я часто бывал на Новом Арбате. И всякий раз, проходя мимо храма, видел, что над ним нет крестов. Я часто задавал себе вопрос: зачем власти оставили, почему не снесли до основания храм Симеона Столпника, как другие храмы? Это был дерзкий вопрос. Я тогда был еще очень юн и многого не знал. И только сейчас Господь мне как будто отвечает на этот вопрос — отвечает моим назначением в этот храм».

Малое освящение храма состоялось в мае 1992 года, на Троицкую родительскую субботу. С 1995 года начались работы по восстановлению внутреннего убранства храма, полностью утраченного за годы забвения и запустения. Первое время было очень трудно, не хватало средств. Но мало-помалу приход разрастался, появлялись новые прихожане, и каждый стремился внести свою посильную лепту в восстановление святыни, в устроение церковной жизни. В 2000 году был восстановлен придел во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, в 2005 году — придел во имя преподобного Симеона Столпника. На очереди реставрация левого придела — в честь митрополита Димитрия Ростовского.

Постепенно в храме сложилась небольшая, но сплоченная община. Господь привел в храм замечательных людей. Одной из собирательниц прихода была староста храма Мария Ефимовна Старикова. Она работала в храме с самых первых дней. На долю этой женщины выпало много испытаний: война, тяжелый труд в тылу, потеря родных и близких, лишения первых послевоенных лет. Но сколько же энергии, доброты и участия было в этой женщине! Она была настоящей хозяйкой храма — всегда в трудах, всегда в заботах о порядке и благочинии. Эта женщина знала и любила всех прихожан, для каждого у нее находилось ласковое слово. В 2007 году М.Е. Старикова скончалась. Вечная ей память!

С первых дней восстановления храма в нем трудились опытные профессионалы — Т.Н. Кузнецова и иеромонах Гурий. В.И. Козлов спроектировал новый иконостас и предложил концепцию росписи храма. Замечательные художники — главный художник Б.А. Алексеев, а также бригада прекрасных мастеров — расписывали церковные стены. При росписи храма использовали старинную технику фрески. Позолотой и изготовлением иконостаса занималась бригада под руководством Сергея Аленикова. Местоположение храма преподобного Симеона Столпника — особое: его окружают магазины, офисы, бары и рестораны. И важно было сделать так, чтобы храм стал островком высокой духовной культуры в ландшафте города, образцом, на который можно было бы ориентироваться светским архитекторам и дизайнерам.
В храме царит особая атмосфера — дружелюбного молитвенного настроения. Это ощущает всякий, входящий сюда. Многие, привлеченные красотой храма, заглядывают в него ненадолго — свечку поставить, записочку написать. Потом приходят еще, возвращаются снова и снова...

Пастырское слово

14 сентября, 9 часов утра. Радостный трезвон возвещает о прибытии владыки — архиепископа Истринского Арсения. Он будет служить праздничную Литургию. Сослужить ему будут благочинный Центрального округа протоиерей Владимир Диваков, протоиерей Сергий Рождественский и настоятель храма протоиерей Сергий Никитин.

Праздничная служба начинается. Лица прихожан светятся радостью. Поет замечательный хор под управлением Любови Захаровой. Звучат Заповеди блаженства, Херувимская песнь, Евангелие... Причастники приступают к Чаше.

К прихожанам обращается протоиерей Сергий Рождественский. Он напоминает, что совершается память великого угодника Божия, который приводил в смущение и замешательство даже подвижников пустыни и иерархов Церкви. «Прикоснитесь к его столпу, к его ногам, — призывает батюшка. — Если поверим, наша жизнь изменится… постарайтесь… постарайтесь…»

После торжественного молебна у стен храма и крестного хода отец-настоятель благодарит владыку и иереев и преподносит им праздничную икону — образ преподобного Симеона Столпника.
Владыка Арсений благодарит за священный дар и поздравляет собравшихся с престольным праздником. «Сегодняшний день, — говорит он, — особенный для храма. Более трехсот лет стоит сей храм Божий... Сегодняшний праздник имеет символическое значение. Потому что если предки наши основали этот храм, значит, люди усиливали источник бессмертия, совершенствовались, совершали здесь таинства, и храм этот в течение столетий выполнял свою спасительную миссию».
Владыка передает отцу-настоятелю и прихожанам храма поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Святейший Патриарх благословил меня совершить здесь праздничное богослужение и просил сердечно приветствовать отца-настоятеля, всех постоянных прихожан и гостей храма, священнослужителей, отца-благочинного, паломников. И каждому из вас он просил передать его первосвятительское благословение, пожелание мира душевного и помощи Божией на жизненном пути».
Владыка Арсений особо отметил огромную роль в восстановлении храма отца-настоятеля: «Эти годы были годами созидательных трудов, раздумий, отчаяний, иногда сомнений. Но это проходило, как темная тучка на небосклоне, и появлялись лучи света, которые помогли преобразить этот некогда украшенный, а потом обесчещенный храм, и превратить его снова в дом молитвы. И сегодня Вы как бы свидетельствуете о своих трудах, положенных на алтарь святого храма Божия. Сердечная благодарность Вам, отец Сергий. Спасибо Вам за вашу Соломонову мудрость и настойчивость и за силу, как у царя Давида». Не забыл владыка и тех, кто помогал отцу настоятелю: «Когда видишь восстановленную церковь, обуревает радость, но и оторопь берет: как же люди справились? Вам, дорогие братья и сестры, сердечная благодарность за то, что вы на протяжении всего этого времени поддерживали отца-настоятеля не только материально, но, самое главное, морально и молитвенно. Да хранит вас Господь! Будьте Богом хранимы и вы, и дети, и семьи ваши! С праздником!»

Свидетельство веры и подвига

Торжественная служба заканчивается, но прихожане не спешат расходиться. Поздравляют отца-настоятеля и друг друга с праздником. Листают юбилейные издания: буклет, посвященный истории создания и восстановления храма, Акафист преподобному святому Симеону Столпнику и его Житие.

Над Арбатом разносится колокольный звон. Он еще раз напоминает о празднике и о том, что вся история храма — живое свидетельство веры тех, его строил и украшал, не дал ему погибнуть в 1960-е годы и помог возродиться во всей красе сегодня. Живое свидетельство подвижнического труда отца-настоятеля и прихожан и молитвенного заступничества великого святого — преподобного Симеона Столпника.
Нина Розанова, Валерия Башкирова,
прихожанки храма преподобного Симеона Столпника на Поварской

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz