История сохранила для нас имена некоторых иереев, диаконов и дьячков, в храме Симеона Столпника. Вот их имена и годы, когда они упоминаются в архивных документах:

протоиерей Стефан Никитич Попов (1798-1831)
протоиерей Алексей Иванович Соколов (1854-1867, 1869, 1872)
протоиерей Василий Богословский (1880)
протоиерей Михаил Дмитриевич Успенский (1885-1887, 1914, 1916)
протоиерей Онисифор Романович Краснокутский (1921-1923)

иерей Родион Михайлов (1637)
иерей Григорий Семенов (1702)
иерей Василий Осифов (1722, 1735)
иерей Михаил Фёдоров (1738)
иерей Андрей Михайлов (1742)
иерей Андрей Григорьев (1776, 1777, 1781-1782)
иерей Иоанн Святославский (1914)
иерей Михаил Миртов (1930-1934)

диакон Никифор (1657)
диакон Филипп Герасимов (1702, 1722)
диакон Симеон Леонтьев (1742)
диакон Гавриил Федотов (1777)
диакон Иван Яковлев (1804, 1806, 1808, 1809,1811)
диакон Стефан Федоров (1817-1831)
диакон Иоанн Михайлович Пушкин (1854-1857)
диакон Михаил Иванович Тропаревский (1857-1867, 1879)
диакон Митрофан Протопопов (1864-1867, 1879)

дьячок Аверкий Васильев (1702)
дьячок Петр Иванов (1722)
дьячок Гавриил Никитин (1742)
дьячок Гавриил Петров (1781)
дьячок Николай Терентьев (1809, 1811, 1822, 1831)
дьячок Александров (1832-1834)
дьячок Георгий Линьков (1854-1867)

Дошли до наших времен и имена пономарей, псаломщиков, просвирен, церковных старост и сторожей:
пономарь Афанасий Максимов (1742)
пономарь Иван Александров (1800)
пономарь Алексей Иванович Остроумов (1806, 1817-1831, 1816)
пономарь Петр Кириллович Марков (1854-1867)

псаломщик Алексей Александрович Вознесенский (1916)
псаломщик Гавриил Михайлович Соловьев (1909-1993)

просвирня Мавра Гаврилова (1657)
просвирня Ирина Иванова (1702-1722)
просвирня Евдокия Петрова (1757)
просвирня Екатерина Афанасьева (1809-1817)

церковный староста Степан Мышкин [неразборчиво] (1781)
церковный староста Иван Трофимович Волков, канцелярист (1852)
церковный староста Владимир Иванович Савостьянов (1916)

сторож Петр Кириллов (1657)
сторож Осип Акинфиев (1702)
сторож Афанасий Михайлов (1722)
сторож Афанасий Maкcимoв (1742)

От некоторых священников и других причетников остались в истории лишь имена и фамилии, о других известно немного больше. Однако вполне определенно можно утверждать, что уже в XVIII веке многие иереи храма Симеона Столпника отличались ученостью и были хорошими проповедниками. Заметим, что в конце XVIII века священники со специальным богословским образованием встречались не столь уж часто. Например, по данным на 1781 год, во всей Москве насчитывалось лишь 116 представителей приходского духовенства, обучавшихся богословию и философии.

Особенно велика была роль ученых священников в духовном просвещении прихожан. Это прекрасно понимал Митрополит Московский Платон. Сознавая всю пользу живых бесед с народом, он вводит постоянное и обязательное преподавание катехизических поучений о предметах православной веры в церквах Москвы. 31-го декабря 1775 года Преосвященный Платон дал предписание, «чтоб просвещение закона Божия сколько возможно более в народе распространилось, с наступающего года открыть публичное толкование катехизиса в 7 церквах, более многолюдных, в разных местах Москвы, и толкование там производить каждое воскресенье непременно». С этой целью ежегодно Консистория выделяла 6-7 священников, способных просто и доступно раскрывать народу основы православной веры; этот список утверждался лично Платоном. О том, как высоко ценил труд катехизаторов Преосвященный, красноречиво свидетельствуют надписи, сделанные его рукой на расписаниях катехизаторов: «В поспешество им призываем помощь Божию» (указ 1778 года от 15 января), «Труды их да благословит Господь» (указ 1779 года от 31 декабря).

Мы в праве гордиться тем, что одним из первых проводил катехизические поучения священник храма Симеона Столпника, на Поварской, Андрей Григорьев. Как свидетельствует, опираясь на архивные документы, историк Н.П. Розанов, на 1777 год Московской Консисторией были назначены следующие катехизаторы: 1) Николаевский в Гнездниках Петр Афанасьев, 2) Симеона Столпника на Поварской Андрей Григорьев, 3) Николаевский Заяицкий Иосиф Григорьев, 4) Сергиевский в Пушкарях Александр Михайлов, 5) Николаевский на Болвановке Дмитрий Ильин, 6) Троицкий в Полях Иван Васильев».

С конца XVIII века многие настоятели храма Симеона Столпника являлись одновременно и благочинными Пречистенского сорока.
Благочинным назывался священник, которому было поручено надзирать за благочинием в своем округе (сороке), состоящем из нескольких церквей, причтов, приходов. Благочинный назначался Священным Синодом из числа ученых и наиболее уважаемых приходских священников. Первые благочинные, или заказчики, появились в начале XVIII века. В каждый сорок назначалось по два благочинных, которые должны были действовать сообща. Служба их была бессрочна.
Окончательно институт благочинных оформляется при Преосвященном Платоне — в 1770-х годах. Согласно инструкции Митрополита Платона, «благочинный есть избранная по изволению и усмотрению архиерейскому особа из достойных разумом и добродетелью пред другими преимуществующих священников для наблюдения всякого в церкви Божией, а особливо в служителях ея — священниках, диаконах и причетниках — порядка и исправности к пользе христиан и славе Божией».
Одним из первых благочинных Пречистенского сорока, назначенных Митрополитом Московским Платоном, стал настоятель церкви Симеона Столпника протоиерей Стефан Никитич Попов.


Протоиерей Стефан Никитич Попов

Протоиерей Стефан Никитич Попов, судя по документам, в которых мы встречаем его имя, служил в храме Симеона Столпника с 1798 года по 1831 год. Его служение приходится на период царствования сразу трех императоров: Павла I, Александра I и Николая I — и трех митрополитов московских: Платона, Августина и Филарета. Был благочинным Пречистенского сорока.

В книге Н.П. Розанова, опирающейся на документы Московской консистории, указано, что в период с 1799 года по 1811 год (это годы управления Московской епархией Преосвященным Платоном) «благочинными по Пречистенскому сороку были: 1) Троицкий, на Арбате, протоиерей Герасим Алексеев Попов и 2) Симеоностолпнический, на Поварской, протоиерей Стефан Никитин Попов».

В период управления епархией новым митрополитом — Преосвященным Августином, преемником Преосвященного Платона (1811-1819) — протоиерей Стефан Никитич Попов продолжает выполнять обязанности благочинного, о чем свидетельствует другой документ Московской Консистории, цитируемый Н.П. Розановым: «При Преосвященном Августине благочинными в Москве были следующие лица: <…> По Пречистенскому сороку: 1. Кафедрального Архангельского собора, что был Троицкий на Арбате, протоиерей Герасим Алексеевич Попов, а по смерти его 31 мая 1818 года Троицкий в Зубове священник Иван Никитич Померанцев. 2. Симеоностолпнический, на Поварской, протоиерей Стефан Никитич Попов».

Много обязанностей было возложено на благочинного: от самых серьезных и ответственных, связанных с надзором за соблюдением благочиния во вверенных ему церквах и приходах, до самых мелких и обыденных, касающихся повседневной жизни причтов. Перечислим лишь несколько таких «обыденных» дел, которыми приходилось заниматься благочинному (они хранятся в Российском Государственном Историческом Архиве г. Москвы):

«14.11.1823 г. О попытке взлома церковной кружки [Николаевской церкви, в Плотниках — прим. ред.], выставленной на улице, неизвестным — Рапорт благочинного протоиерея и кавалера Стефана Никитина Московскому архиепископу Филарету». (В бумагах, приложенных к делу, содержится опрос свидетелей, а также заключение митрополита Филарета, запрещающее выставлять на улице церковные кружки без нужды и дозволения «на соблазн вору»).
«21.01.1823 г. Рапорт благочинного Пречистенского сорока протоиерея Стефана Никитина архиепископу Московскому и Коломенскому Филарету о представлении в Московскую Духовную Консисторию ведомости о церквах и причтах за подписью каждого причта» (К делу прилагаются следующие распоряжения благочинному от Московской Духовной Консистории: потребовать объяснений у Предтеченского диакона Синцерева «о причинах неговорения проповеди в течение года», а также потребовать у Тихвинского священника Н. Тимковского документов к носимым им наградам за 1812 год и к набедреннику. Дальнейшее расследование дела священника Тимковского, показало, что он носит эти награды незаконно, последовало «запрещение носить оные»).
«19.03.1824 г. О смерти диакона Ржевской, на Поварской, церкви Василия Иванова»
«1.07.1824 г. Об иностранце итальянской труппы суфлере Ю. Менцоли, зашедшем с собакою в церковь Ржевской Божией Матери, на Поварской»
«10.01.1825. Ведомость Симеоно-Столпнического, на Поварской, протоиерея Стефана Никитина о бытии священно-церковно-служителей у исповеди за 1824 г.»

Много исторических катаклизмов пришлось на долгий век благочинного. Это и убийство императора Павла I, и внезапная смерть в Таганроге императора Александра I, восстание декабристов в 1825 году, страшная эпидемия холеры в Москве в 1831 году. Но самым тяжелым испытанием явилось Наполеоновское нашествие и связанные с ним чудовищные беды, обрушившиеся на москвичей: пожар Москвы, гибель ни в чем не повинных людей, разрушение и разорение храмов, а затем долгие годы восстановления поруганных святынь.
«1812 год, — писал историк П. Знаменский, — поразил Россию тяжкими бедствиями Наполеоновского нашествия. Но эти же бедствия стали для нее горнилом очищения <...>, благородным толчком к такому величественному подъему народного и религиозного духа, какого русская история не видала с 1612 г., со времени московского разоренья от поляков».

Лучше всего передают душевное состояние москвичей накануне вторжения в город вражеских войск записки современников этих событий. Приведем лишь одно такое свидетельство — письмо М.А. Волковой. Мария Аполлоновна Волкова была дочерью действительного статского советника Аполлона Андреевича Волкова и Маргариты Александровны, урожденной Кошелевой. Семья Волковых жила недалеко от Поварской улицы — в Леонтьевском переулке. О М.А. Волковой хорошо написал В.В. Каллаш, публикатор ее писем: «Мария Аполлоновна была для своего времени исключительно образованным человеком. Она близко знала тогдашнее московское общество и нарисовала его во весь рост в момент тяжелого национального кризиса. Письма ее вводят читателя в обыденную, повседневную жизнь осужденной на гибель и разоренной столицы и рельефно показывают все переливы тогдашних настроений».
Письмо было написано 12 августа 1812 года:

«Нынче утром я пошла в ту церковь, где мы были с тобой в прошлом году; она была полна народу, хотя сегодня нет праздника. Все молились с усердием, какого мне не приходилось еще видеть, почти все обливались слезами. Не могу выразить тебе, до чего я радовалась этому усердию, потому что я твердо убеждена, что лишь искренними молитвами сможем мы снискать милосердие Божие. После обедни одна женщина с мужем служила молебен Божией Матери. Муж, одетый в военный мундир, по-видимому, готовился поступить на службу. Он и жена плакали. У меня болезненно сжалось сердце при виде горьких слез бедной женщины».

Город жил в тревожном ожидании последующих событий. В это страшное для Росси время требовалась консолидация сил, необходимо было поднять религиозный и патриотический дух в обществе. Пастырское слово Преосвященного Августина, произнесенное им в Успенском соборе 28 июля 1812 года, было обращено к представителям всех сословий, оно было проникнуто духом высокого патриотизма и доходило до сердца каждого, слышавшего его — от крестьянина до вельможи:

«Храбрый российский народ! Воззри на святые гробы опочивающих зде угодников Божиих нетленныя телеса их, сии залоги любви и чудодействия Божия вверены благочестию твоему. Возстани убо, возстани на охранение святыни благоговейно тобою чтимыя; возстани на защищение алтарей Бога твоего. Поборай по Господе — и Господь поборет по тебе. — Вооружись во спасение достояния твоего, жен и детей своих; приими щит веры и упования на Бога спасающаго; облецыся в броня правды и мужества. Не предаждь законов отеческих; верностию к Царю посрами лесть врага, мужеством сокруши силы его. Россияне! Аще будете с Господем; дерзайте, стойте и зрите спасение, еже от Господа! Господь бо поборет по вас. Аминь.»

Накануне сдачи Москвы 1 сентября в Успенском соборе при большом стечении народа была отслужена последняя воскресная литургия. «Скоро ли сподобит нас Бог опять служить в сем храме?» — заметил Августин, складывая после служения священный антиминс.
Успенский собор, разграбленный и разоренный французами, предстояло еще восстанавливать. Однако первая служба в освобожденной Москве состоялась на следующий же день после оставления ее неприятелем. Это произошло 2 октября 1812 года. Первую литургию служили в Страстном монастыре, который, как и многие другие храмы, был разграблен и осквернен.

С 1 декабря Преосвященный Августин начал освящение оскверненных московских святынь — храмов Божиих. Н.П. Розанов, опираясь на свидетельства очевидцев и на сохранившиеся документальные источники, так описывает это знаменательное событие: «В сей день освятили церковь в Покровском, на рву, соборе. Для сего предварительно велено было духовенству Китайского сорока и других некоторых церквей с хоругвями и храмовыми иконами собраться в Покровский собор к 11-ти часам утра. По освящении церкви духовенство с хоругвями и иконами отправилось на Лобное место. Там Преосвященный Августин освятил воду, с амвона крестообразно кропил город святою водою, произнося слова: «Вседействующая благодать Божия кроплением воды сея освящает древний благочестивый град сей богоненавистным в нем пребыванием врага нечестивого оскверненный, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Отсюда процессия крестного хода следовала тремя отделениями: первое отделение — Китайский сорок в сопровождении самого Преосвященного отправился по Ильинке за Ильинские ворота; сорока — Никитский и Пречистенский следовали к Казанскому собору и по Никольской улице за Никольские ворота, где, поворотив мимо Гребневской церкви, продолжали идти к Ильинским воротам; третье отделение, сорока — Замоскворецкий, Ивановский и Сретенский направлены были к Москворецкому мосту, по набережной, вокруг стены они продолжали шествие до Варварских ворот. Отсюда сорока возвратились к Покровскому собору. Во весь тот день продолжался в Москве при церквах звон». Нет сомнения, что в этой исторической службе принимал участие и благочинный Пречистенского сорока, настоятель храма Симеона Столпника, что на Поварской, протоиерей Стефан Никитич Попов.

В дни радости, как и в дни печали, полное пламенной любви и благодарности Господу, а также гордости за своих соотечественников пастырское слово вновь звучало в московских храмах. До нас не дошли тексты проповедей священника Стефана Никитича Попова, но мы можем представить себе их содержание и их высокий патриотический дух, например, по фрагменту знаменитого «Слова» Преосвященного Августина, одного из выдающихся проповедников своего времени, произнесенного им 23 апреля 1814 года перед началом молебна в Успенском соборе по случаю взятия российскими войсками Парижа. Эти слова звучат как восторженный гимн древнему городу, выстоявшему и победившему в жестокой схватке с врагом:

«Москва! — вознеси главу свою, убеленную долголетными сединами, отряси прах, покрывающий оную, радость и веселие да разольются на величественном челе твоем. Громы, которые раздавались при разрушении огромных зданий твоих, раздадутся в веках отдаленных, и поздное потомство услышит начавшееся в тебе и тобою падение страшного могущества, потрясшаго землю, низвергнувшаго царей и разрушившаго царства. Из развалин твоих воздвигнутся вечные памятники чудес благости, правосудия и всемогущества Божия, явленных в тебе над Россиею и над всей Европою. Пламя, которое истребило красная твоя, в зареве своем откроет временам грядущим, что ты была искупительная жертва не только любезнаго Отечества нашего, но и всех народов, порабощенных жестокому игу властолюбиваго тирана. — Сионе, граде Божий, жилище святыни и царей российских, тобою сокруши Господь крепости луков, оружие, и меч, и брань; от тебе изыде спасение Израилево и всея земли!»

После сожжения и разграбления Москвы начался длительный период ее восстановления. И в первую очередь люди принялись отстраивать храмы. Мы уже писали выше о том, как прихожане, не жалея ни сил, ни денег, под руководством настоятелей буквально возрождали из пепла свои приходские церкви. Преосвященный Августин высоко ценил заслуги духовенства во время наполеоновского нашествия и всех находил одинаково достойными награды. В 1814 году император Александр I, оказавшись в Москве, потребовал через князя А.Н. Голицына сведений о тех священниках, которые вместо того, чтобы перейти в более богатые приходы других епархий, предпочли остаться в своих московских приходах, терпя нужду и бедность, и велел их наградить. Преосвященный Августин отвечал, что «после сожжения неприятелем Москвы ни один из московских священников не захотел переместиться в другую епархию и все до единого решились разделить нужду и бедность с прихожанами своими, дабы через то и собственным примером, и проповедью слова Божия утешить их в тогдашних горестных обстоятельствах, а потому он не находит, кого бы из сих вообще добрых пастырей особенно представить к награждению».
Рассказывая о положении московских священников в послевоенные годы, Н.П. Розанов в главе «Знатнейшее духовенство в Московской епархии» среди прочих упоминает благочинного Пречистенского сорока протоиерея Стефана Никитича Попова и перечисляет его награды:

«Симеоностолпнический на Поварской Стефан Никитич Попов продолжал быть благочинным Пречистенского сорока; награжден в 1812 г., Генваря 18-го скуфьею, в 1814 г., Июня 15-го камилавкою, в 1818 г., Генваря 17-го наперсным крестом.»

Эти знаки отличия говорят о больших заслугах отца Стефана на поприще духовного окормления народа в трудные годы наполеоновского нашествия и последующего восстановления сожженной Москвы.


Протоиерей Алексей Иванович Соколов

В газете «Московские епархиальные ведомости» за 1869 год опубликован «Список духовных лиц, которые за отличную и ревностную службу удостоены награждения от Святейшего Синода». Среди московских священников, удостоенных возведения в сан протоиерея, встречается и имя священника Симеоностолпнического, на Поварской, церкви Алексея Ивановича Соколова.
Скупые (и, к сожалению, неполные) сведения о протоиерее А.И. Соколове можно извлечь из биографической справки о нем:

«Соколов Алексей Иванович родился в Московской губернии в семье диакона в 1817 г. После Спасо-Вифанской семинарии окончил Московскую Духовную Академию и был направлен преподавать в Каменец-Подольскую семинарию. Вернувшись в Москву, начал служить в Московском губернском тюремном замке, где и был рукоположен в священника. Затем служил благочинным <…> Пречистенского сорока, цензором еженедельника «Миссионер», священником Архангельского кафедрального собора, откуда 31 августа 1883 г. был переведен в Храм Христа Спасителя настоятелем. Он стал первым настоятелем и прослужил в Храме до 1899 г. Алексей Иванович был членом обществ: Духовного просвещения, Православного миссионерского братства Св. Николая и братства Кирилла и Мефодия, преподавал в гимназии. За службу А. И. Соколов был награжден ( Награды духовные делились на: высочайшие, синодальные и епархиальные. К высочайшим относились: ордена, митра, наперсный крест из Кабинета Его Величества; синодальные: наперсный крест от Синода, палица, камилавка, возведение в сан архимандрита, протоиерея и игумена; епархиальные: скуфья, набедренник. Набедренник - первая награда, даваемая священнику как знамение меча духовного, т.е. слова Божия. Имеет вид четырехугольного, несколько продолговатого плата, на котором изображен крест. Палица — четырехугольный плат квадратной формы с изображением креста. Скуфья, камилавка, митра — головные уборы): набедренником, скуфьею, камилавкой, митрой, палицей, наперсными крестами, орденами Св. Анны и Св. Владимира всех степеней, золотой медалью в честь освящения Храма Христа Спасителя и другими наградами. У Алексея Ивановича было 6 детей, младший из которых, Алексей, пошел по стопам отца, поступив учиться в Московскую Духовную Академию.»

Как видим, в приведенной выше биографии протоиерея А.И. Соколова ничего не говорится о его служении настоятелем в храме Симеона Столпника на Поварской. А ведь это важный и активный период в служебной карьере отца Алексея — он охватывает временной отрезок почти в 20 лет (имя его упоминается в храмовых документах, начиная с 1854 года).
Однако на обороте фотографии протоиерея А.И. Соколова, оригинал которой хранится в Государственном Историческом музее, а копия — в музее храма Христа Спасителя, имеется надпись следующего содержания:

«о. Алексей Иванович Соколов.
 Долгое время настоятель [храма] Сим[еона] Столпн[ика] на Поварской. Духовник К.П. Победоносцева. Кафедральный протоиерей Архангельского собора, а с 1883 г. Храма Христа Спасителя.(Печатные труды неизвестны).
Сыновья:
Василий — прокурор Моск[овской] Суд[ебной] Палаты
Дмитрий — Директор 4-ой муж[ской] гимназии (сост[авитель]. очерка 50-ия Ленина) [неразборчиво]
Константин — доктор 2-ой гор[одской] больницы
Алексей — Инспектор 4-ой муж[ской] гимназии»

О. А.И. Соколов был заметной фигурой в среде высшего московского духовенства 1870-1890-х годов. Настоятель храма Симеона Столпника протоиерей Алексей Иванович Соколов активно участвует в жизни Московской епархии. В числе других ученых приходских священников он читает проповеди в Большом Успенском соборе. Соответствующую запись находим в журнале «Московские епархиальные ведомости» за 1869 год:

«В неделю 18-ю по Пятидесятнице и в празднество (13, понедельник) рождения Его Императорского Высочества Благоверного Государя, Великого князя Михаила Николаевича по назначению Синодальной конторы в Большом Успенском соборе читал проповедь священник Симеоностолпнической, на Поварской, церкви Алексий Соколов».

В 1870-е годы протоиерей Алексей Иванович Соколов получает звание магистра богословия и становится благочинным Пречистенского сорока, подтверждением этому является следующая заметка, опубликованная в «Прибавлении к Московским епархиальным ведомостям» за 1872 год:

«Архиерейские служения
4-го января. В праздник Обрезания Господня и Новый год в Успенском соборе священнодействовал Преосвященный Леонид, епископ Дмитровский, в присутствии г. г[енерал]-губернатора князя Владимира Андреевича Долгорукого и при собирании чинов военных и гражданских. Проповедь говорил благочинный Пречистенского сорока церкви св. Симеона Столпника, что на Поварской улице, протоиерей магистр Алексей Соколов; в служении литургии участвовал член консистории Златоустовский архимандрит Григорий и протопресвитер Большого Успенского собора.»

Духовное начальство высоко оценило труды протоиерея Алексея Ивановича Соколова и внесло ходатайство обер-прокурору Священного Синода о награждении настоятеля храма Симеона Столпника орденом. В 1872 году благочинный Пречистенского сорока протоиерей А.И. Соколов становится кавалером ордена святой Анны 3-ей степени, о чем свидетельствует императорский указ:

«Государь Император, по всеподданнейшему докладу господина обер-прокурора Святейшего Синода, в 16-ый день апреля 1872 года за службу по военному и гражданскому ведомству Всемилостивейше соизволил пожаловать: орден св. Анны 3-й степени протоиерею Симеоновской, на Поварской, церкви Алексию Соколову.»

В 1879 году следует новая высокая награда — орден св. Владимира 3-ей степени.
В конце 1879 года протоиерея Алексея Ивановича Соколова переводят в кафедральный Архангельский собор. Место благочинного Пречистенского сорока освобождается. И тогда впервые в истории Московской епархии Консистория принимает решение не назначать нового благочинного, а предложить священнослужителям самим выбрать из своей среды наиболее достойного кандидата. О том, как проходили эти выборы, мы узнаем из следующей журнальной заметки:

«Выбор благочинного в Пречистенском сороке в Москве
19-го сего декабря нам пришлось быть и свидетелями и участниками нового, еще небывалого у нас в Москве дела. Дело это только началось у нас, благодаря Его Высокопреосвященству митрополиту Макарию с занятием им Московской кафедры. Мы говорим о выборе благочинного в Пречистенском сороке вместо выбывшего в кафедральный Архангельский собор о. Протоиерея Симеоностолпнической церкви А.И. Соколова — посредством баллотировки. Руководителем выбора по изданным для сего правилам назначен был консисториею духовник сорока, Благовещенской, на Бережках, церкви священник П.Ф. Громов. Собралось духовенство в числе 45-ти лиц от 27-ми церквей благочиния, за исключением лиц, не явившихся по уважительным причинам и представивших о сем письменные отзывы. Выбор открыт был пением Св. Духу и прочтением указа консистории на имя о. Громова. Сначала были выбраны кандидаты посредством записок. Кандидатов оказалось трое: Смоленской, на Арбате, церкви протоиерей С.С. Владимирский, Предтечевской, в Каретниках, церкви священник, второй духовник сорока А.К. Смирнов и Борисо-Глебский, у Арбатских ворот, церкви священник И.Н. Александровский, получившие первый 27, второй 25 голосов и третий 21 голос. Затем приступлено было к баллотировке сих кандидатов. Священник И.Н. Александровский отказался от баллотировки, ссылаясь на многосложные свои занятия и не совсем удовлетворительное здоровье. Баллотировка совершалась посредством шаров. Протоиерей Владимирский получил шаров на 263/4 голосов, а священник Смирнов на 28. Наконец составлен был акт избрания и подписан всем духовенством, участвовавшим в избрании, который уже и препровожден к Высокопреосвященнейшему Владыке на утверждение того или другого кандидатов, кого он соблаговолит.
После избрания кандидатов на должность благочинного о. Протоиереем Владимирским было предложено собранию духовенства и всем собранием единодушно принято открыть подписку на изготовление иконы, которую бы через избранную комиссию поднести от всего благочиния бывшему о. Благочинному высокочтимому А.И. Соколову в выражение признательности за его мудрое и доброе правление в должности благочинного.
Собрание закончено пением молитвы «Достойно есть».
Д.И. Бухарев
11 декабря»

Эта заметка интересна для нас тем, что в ней мы видим подтверждение высоких заслуг протоиерея Алексея Иванович Соколова в должности благочинного, его несомненного и бесспорного авторитета среди духовенства. Священнослужители сорока единодушно выразили чувство признательности и благодарности о. Алексею за его «мудрое и доброе правление».

Итак, долгий период пастырского служения в приходе храма Симеона Столпника закончился. В последующие годы протоиерей Алексей Иванович Соколов будет занимать почетную должность пастыря одного из самых знаменитых соборов Московского Кремля — кафедрального Архангельского собора. Затем он станет первым кафедральным протоиереем храма Христа Спасителя, воздвигнутого в честь победы русского народа над наполеоновскими войсками в 1812 году.

Завершая историю с выбором благочинного в Пречистенском сороке, отметим, что решением Митрополита Макария на эту должность был утвержден протоиерей Смоленской, на Арбате, церкви С.С. Владимирский. Таким образом, 2-е отделение Пречистенского сорока, на протяжении долгих лет называвшееся Симеоностолпническим (по имени храма, настоятелем которого был благочинный), стало теперь называться Смоленским. Забегая вперед, заметим, что прежнее название Пречистенского благочиния вернется через несколько лет, когда благочинным будет вновь избран протоиерей храма Симеона Столпника Михаил Дмитриевич Успенский.
А пока, в 1880 году, на свободное место настоятеля Симеоностолпнической, на Поварской, церкви приходит новый пастырь — протоиерей Василий Богословский.

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz